Алгоритм плановой выездной документальной налоговой проверки
І. Когда контролирующие органы только собираются осуществить проверку
1. Законодательство предусматривает вручение (т.е. должное получение):
а) письменного уведомления о налоговой проверке (далее - уведомление) и
б) копию приказа о проведении документальной плановой проверки одним из следующих способов:
- под расписку;
- заказным письмом с уведомлением о вручении.
Все указанные выше документы должны быть вручены не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения проверки.
Приказ должен содержать:
1) информацию о фактической основание проведения соответствующей проверки;
2) реквизиты: вид документа (приказ) и дата;
3) индекс;
4) место издания или сборки;
5) заголовок текста;
6) текст;
7) подпись руководителя (заместителя)
8) отметка о согласовании;
9) фамилия и номер телефона исполнителя.
Приказ должен быть подписан руководителем именно того органа ГФС, что проводит проверку. Приказы вступают в силу с момента их регистрации или в другой срок, предусмотренный непосредственно в соответствующем приказе.
Если документы не отправлены по почте, или направлены вопреки процедуре и (или) приказ на проведение проверки незаконный – есть возможность не допустить проверяющих и в последующем обжаловать действия проверяющих в суд.
ІІ. Когда контролирующие органы уже «на пороге»
Проверяющие должны предъявить:
1) направления на проведение проверки, в котором указываются:
- дата выдачи, наименование контролирующего органа;
- реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки;
- наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - предпринимателя) или объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки; должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, который скреплен печатью контролирующего органа;
2) копии приказа о проведении проверки;
3) служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.
Если указанные документы отсутствуют или не в полном объеме, субъект хозяйствования не допускает проверяющих к проверке.
При не допуске к проверке:
В случае отказа налогоплательщика в допуске должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки должностными (служебными) лицами контролирующего органа по месту проведения проверки, безотлагательно составляется в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика.
Налогоплательщик предоставляет письменные объяснения составленному контролирующим органом акта.
ІІІ. В случае достаточных оснований для проверки
1. Проверяющие вправе проверять только правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога с доходов физических лиц.
2. Продолжительность проверки не должна превышать 10 рабочих дней. Продление сроков проведения проверок возможно по решению руководителя контролирующего органа не более чем на 10 рабочих дней.
3.Проверяемый предоставляет проверяющим исключительно бухгалтерские документы: книгу учета доходов и расходов, документы, подтверждающие его расходы: платежные поручения, квитанции об уплате денежных сумм, договоры и т.п.
4.Оригиналы документов не изымаются. Получение проверяющими копий документов оформляется описью, копии скрепляются подписью проверяемого.
IV. Оформлення результатов проверки
Результаты проверок оформляются в форме акта или справки, которые подписываются должностными лицами контролирующего органа и нотариусом.
1) акт - в случае установления в ходе проверки нарушений.
2) справка – в случае, если нарушения отсутствуют.
Если налогоплательщик не согласен с актом - он не подлежит обжалованию, оспаривается налоговое уведомление-решение, принятое на основе акта.