Обжалование и отмена налогового уведомления-решения
Процедура отмены и обжалования налогового уведомления-решения предусматривает два пути:
- административный - обращение в контролирующий орган высшего уровня с жалобой о пересмотре налогового уведомления-решения;
- судебный.
Обжалование налогового уведомления-решения в вышестоящие налоговые органы.
Формой процессуального документа налогоплательщика в процедуре административного обжалования является жалоба о пересмотре налогового уведомления-решения.
Жалоба на решение государственной налоговой инспекции подается в территориальные органы ГФС в областях, городе Киеве и Межрегионального главного управления ГФС - Центральный офис по обслуживанию крупных плательщиков, на решение территориальных органов ГФС - в ГФС Украины в письменной форме в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется.
Также налогоплательщик может подать вместе с жалобой надлежащим образом заверенные копии документов, расчетов и другие доказательства в обоснование своей позиции.
Часто налогоплательщики при обжаловании налоговых уведомлений-решений не учитывают требования по оформлению жалобы,установленные положениями Налогового кодекса Украины и Порядка оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 21.10.2015 года № 916 с изменениями внесенными приказом Министерства финансов Украины от 28.09.2016 года № 849.
Жалоба, поданная с соблюдением указанных сроков, останавливает выполнение налогоплательщиком денежных обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, на срок со дня подачи такой жалобы в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования.
Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика контролирующим органом составляет 20 календарных дней, но может быть продлен налоговым органом, в который обратился с жалобой налогоплательщик, до 60 календарных дней. При продлении срока рассмотрения жалобы налогоплательщика, контролирующий орган обязан сообщить последнего письменно, в течение 20 дней с момента принятия такой жалобы
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о полном или частичном удовлетворении жалобы или оставлении решения налогового органа низшего уровня без изменений.
Следует обратить внимание, если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков.
Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя (его заместителя или иного уполномоченного должностного лица) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения 20-дневного срока.
Решение, принятое Государственной фискальной службой Украины, является окончательным и не подлежит дальнейшему административному обжалованию, но может быть обжаловано в судебном порядке.
На этом процедура административного обжалования налогового уведомления-решения заканчивается.
На практике административное обжалование налогового уведомления-решения редко имеет положительный результат, однако может быть использовано для обеспечения несогласованности налогового обязательства в случае необходимости получения дополнительных доказательств для судебного обжалования или подготовки качественной судебной позиции.
Обжалование налогового уведомления-решения в судебном порядке.
С учетом требований положений статей 56, 102 Налогового кодекса Украины налогоплательщик имеет право обжаловать решение налогового органа в любой момент после получения такого решения в пределах 1095 дней путем подачи в административный суд искового заявления о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения.
В соответствии со статьей 99 Кодекса административного судопроизводства Украины устанавливается месячный срок для обращения в суд об обжаловании решения субъекта властных полномочий, на основании которого им может быть заявлено денежное требование. Вместе с тем, этой статьей установлена возможность обращения в суд в пределах срока определенного другими законами, что дает основания сделать вывод о возможности обращения в суд в пределах 1095 дней.
Если до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление-решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в течение месяца, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования.
Однако, следует обратить внимание о важности обжалования налогового уведомления- решения в течение первых 10 дней после получения налогового решения в случае, если налогоплательщик не желает начать процедуру административного обжалования.
Поскольку не обжалования налогоплательщиком решения в течение 10 дней с момента его получения, сумма налогового обязательства считается согласованной. В таком случае плательщик в течение следующих 10 дней должен оплатить сумму налогового обязательства в добровольном порядке. В случае неуплаты в установленные сроки, налоговый орган имеет право на 21 день отправить такому плательщику налоговое требование.
При обращении налогоплательщика в суд с иском о признании противоправным и отмене решения налогового органа, денежное обязательство считается несогласованным до дня вступления судебного решения в законную силу.
Исковое заявление рассматривается судом в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Для того чтобы передать налоговый спор на рассмотрение административного суда, следует предпринять следующие действия:
1. Оплатить судебный сбор.
2. Оформить административный иск в соответствии с установленными требованиями статей 105-106 Кодекса административного судопроизводства Украины. Приобщить все необходимые документы.
3. Подать административный иск в суд.
Налогоплательщик в судебном порядке имеет возможность предоставить максимально полную информацию и все возможные доказательства в обоснование правильности своей позиции.
Правильность обращения и соблюдения налогоплательщиком требований Кодекса административного судопроизводства Украины относительно формы и содержания искового заявления о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения, а также полноты приложенных к нему документов будет способствовать оперативности рассмотрения дела указанной категории и достижения для налогоплательщика положительного результата.